Советы родителям
Не отрываясь от дел
Но где взять это время, когда успеть маме поиграть или позаниматься с ребенком интересным делом, если ее ждут уборка, стирка, поход в магазин за продуктами, подготовка домашнего задания со старшими детьми?
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуется особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Дети с плохой развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Для занятия по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:
- Скорлупка от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детской аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
- Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакан муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
- Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
- Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
- Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки» создадут необыкновенные бутерброды.
- Разложите на кухне несколько предметов (не бьющихся). Дайте ребенку щипцы, и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку.
- Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Ряд игр и упражнений для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка.
Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук [С]. Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р]. Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов (апельсиновый) и т.д.? и наоборот – из чего получается апельсиновый сок?
Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, лимона.
Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.
Предложите ребенку накрыть на стол. Начиная с 3-4 лет ребенок уже должен привыкать к культурному поглощению пищи. Вместе с привитием навыков культурного поведения за столом, ваш ребенок будет развивать у себя пространственную ориентацию и структурно-зрительный анализ.
Когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три - считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий "вверх" и "вниз", "высоко" - "низко".
Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.
Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: "Вот едет большая красная машина", "А вот белая быстро-быстро догоняет нас". Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как "большой - маленький", "быстро - медленно", "грязная - чистая".
Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как "большая черная собака" побежала за "маленьким рыжим котиком". Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: "поломанные качели", "грязные туфли", дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша "между делом", вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача - изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие "между делом" для любимого крохи.
Точно так же можно найти и плюсы в совместной уборке квартиры. Здесь вообще полная свобода, ведь опасных предметов почти нет. Зато есть возможность развивать внимание при работе с пылесосом (показать маме соринки, которые она пропустила), или развивать аналитическую деятельность при попытке разобрать одежду для стирки, можно дать ребенку возможность вытереть пыль с предметов, он заодно и закрепит знания предметов мебели, а значит, расширит представления о себе и окружающем мире. Может быть вы позволите малышу протереть пол на кухне? Тогда, помимо физического развития, ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве, планировать свою деятельность.
Ну и пусть вам придется немного переделать за ребенком, он ведь только учится! Главное не упустить то время, когда Ваше внимание - это то, что ждет ребенок!
А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда вы можете присесть, дожидаясь закипания супа, то можно ребенка посадить рядом и сделать «массаж» - погладить спинку, «порисовать» на спине пальчиком. Для детей очень важен телесный контакт.
Взаимодействие ребёнка с другими детьми
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. И очень важная роль в этом становлении принадлежит авторитетным взрослым (родителям).
В начале консультации давайте условно обозначим возрастные границы дошкольного возраста, которые имеют определённые особенности во взаимодействии детей. Это три периода:
Младший дошкольный возраст - 2 – 3,5(4) года;
Средний дошкольный возраст - 4 - 5 лет;
Старший дошкольный возраст - 5 - 6(7) лет.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов:
На первом (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Совместные действия малышей строятся на демонстрации друг другу своих умений, а также подражании действиям сверстника. Самые маленькие (2 года) падают, кувыркаются, кричат, прыгают друг перед другом, «как обезьянки», хохочут, внимательно наблюдая за реакцией на свое поведение партнера. Взаимодействуя таким образом друг с другом, малыши учатся подражанию, развивая в себе новые умения и яркие положительные эмоции. Дети с огромной радостью и восторгом отражают, как в зеркале действия друг друга.
Роль взрослого: Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). Он молодец и ты – молодец.
В 2,5 – 3,5 года дети играют в основном не вместе, а рядом. Для этих детей потребность в действиях с предметами оказывается важней, чем общение с другими детьми. Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет - отличительная особенность данной возрастной группы.
Роль взрослого: Лучше организовывать игры без предметов. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("Каравай", "Зайка", "Карусели", "Пузырь" и пр.).
В 3,5-5 лет однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В детском общении 4-5 леток появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
Роль взрослого: Учите ребёнка совместной игре, не конкуренции (желательно ролевой, помогайте детям придумывать интересный сюжет, расскажите, что он может делать, выполняя эту роль - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов).
К 5-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий). К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях.
Роль взрослого: Ребенку этого возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, взрослый не должен говорить «Если они с тобой не дружат, то и ты не дружи». Необходимо найти пути, способы наладить отношения ребёнка со сверстниками.
Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте.
Давайте подведём итог всему выше сказанному и выделим основные рекомендации для родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками:
- Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
- Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.
- Организуйте совместные игры детей во дворе, у себя дома, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.
- Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)
- Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста. Только вместе у нас получиться её реализовать.
ребёнка с другими детьми
Хочу учиться в школе! Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство взрослых, которые не связаны с педагогикой или психологией, почти сразу ответят, что если дети хотят в школу, то, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал, что попасть в эту школу очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал, форму и другие подарки.
Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически всё - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако, это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.
Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается и в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые.
Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» — ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.
Мотивационная (личностная) готовность выражается:
в отношении ребёнка к взрослым;
в отношении к будущим одноклассникам;
в отношении ребенка к себе;
и в отношении к учебе в целом.
Итак, из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделено четыре основных параметра:
- Отношения со взрослыми. Ребёнок должен знать, как обратиться к взрослому, как задать вопрос. А для этого не нужно разговаривать с ребёнком между делом. Стоит общаться на равных, при этом взрослый не должен «впадать в детство». Интерес к общению должен быть искренний. Важны тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Очень хорошо, когда ребёнок слушает, слышит старших и может выполнить их просьбы.
- Отношение со сверстниками. Для этого необходимо как можно больше общения ребёнка, в том числе вне детского сада, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе. Нужно поддерживать дружбу ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.
- Отношение к себе. Никогда и ни с кем не нужно сравнивать ребенка, ведь он - личность. Необходимо учить ребёнка правильно реагировать на ситуации неуспеха. Он не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. А чувство страха – всегда плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Следует поддерживать ребенка в трудной ситуации словами: «Я уверен(на), что у тебя все получится».
- Отношение к учёбе. Необходимо поддерживать детскую любознательность, желание узнавать, познавать, не заставлять ребенка учиться, а придумать, как сделать так, чтобы он сам захотел читать, писать и считать и т. д. Можно попробовать разные формы обучения, поискать интересные материалы в интернете. Внимание необходимо уделить и развитию волевых качеств, умению быть дисциплинированным. Если ребенок посещает детский сад, ему будет с этим намного проще.
Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно будет отражаться на его дальнейшем обучении.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется и тем, насколько взрослые учитывают своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как они использует для этой цели игру. Интерес к школе развивается естественным путём: сюжетно-ролевые игры на школьную тему, посещение школы, совместные дела со школьниками.
Практические советы родителям
по мотивационной подготовке ребёнка к школе:
- На современном этапе важно, чтобы родители, которые являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
- Нужно отказаться от постоянной опеки своего ребенка. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обуваться и одеваться и т.д.
- Не запрещать ребенку играть со своими сверстниками, даже если они ссорятся. Помочь найти контакт с другими детьми, например, приняв участие в их играх. В школе ребенку предстоит общение с большим количеством детей, и он должен уметь это делать.
- Узнайте о ближайших школьных мероприятиях и посетите их вместе с ребёнком: день знаний, масленица, ярмарка, акции по ЗОЖ, последний звонок. Анонс праздников указывается на сайте школы. Такие праздники проводятся обычно во дворе школы, и каждый желающий может посетить его. Веселье, совместная деятельность детей, участие учителей в празднике - все это вызывает живой интерес к школе и желание как можно быстрее оказаться там, в этом коллективе.
- Попросите ребенка нарисовать школу, как он ее представляет. Поговорите о ней: что там дети делают, чему учатся, кто их учит. Ответы малыша укажут вам на тревожащий фактор. Объясните, что в представлениях ребенка неправильно, и как это бывает в школе на самом деле.
Синдром навязчивых движений у детей
Синдром навязчивых движений у детей
Синдром навязчивых движений или детский невроз стал довольно частым явлением, которое может появиться у ребенка в любом возрасте. На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Но основные причины возникновения такого синдрома у ребенка - это влияние на его психоэмоциональное состояние негативной и неблагоприятной атмосферы. Кроме того, он может появиться у ребенка в результате слишком частых переутомлений, перенесенной сильной психологической травмы.
Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему проявлению болезни и тяжелому течению заболевания.
Какие симптомы навязчивых движений встречаются:
частые и сильные моргания;
постоянные однотонные движения (постукивания рукой, щелканье пальцами);
взмахи руками или подергивание губами;
причмокивания;
несуразное покачивание головой;
обгрызание ногтей;
вырывание или обкручивание волос.
Внимание! Перечислить абсолютно всю симптоматику возникновения синдрома навязчивых движений у ребенка не представляется возможным. Это обусловлено тем, что у каждого ребенка признаки такого синдрома проявляются по-разному. Однако все симптомы такого состояние объединяет одно - постоянное возникновение раздражающих повторений какого-либо движения.
Если вовремя не обращать внимания и не предпринять соответствующие меры при возникновении такого невроза как появление навязчивых движений, то в результате ребенок может причинить вред своему здоровью, травмировать себя (сгрызать ногти, выдергивать волосы, прокусывать губы и так далее). Довольно часто такие неврозы могут сопровождаться внезапным появлением вспышек истерии, которых раньше у ребенка никогда не было.
Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения.
Как проявляется синдром у детей-дошкольников в разные периоды?
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В 1-3 ГОДА
Впервые 3 года жизни ребенок только начинает постигать окружающий мир. Что-то может сильно напугать, что-то вызовет серьёзное напряжение. В результате получения сильных стрессов и эмоциональных раздражений в этом возрасте, у ребенка могут начаться такие проявления синдрома навязчивых движений как частое беспричинное покашливание, отсутствие аппетита, беспричинные и резкие прокручивания головы.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что происходит вокруг него. Он становится восприимчивым к взаимоотношениям между людьми. Очень сильно на эмоциональное состояние оказывает влияние домашней обстановки и уровень социальных отношений в обществе. Например, если родители постоянно ссорятся и скандалят на глазах у ребенка, у него может из-за этого начаться продолжительная депрессия, которая может привести к расстройству психики.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ В 7 ЛЕТ И СТАРШЕ
В этом возрасте навязчивые движения чаще всего возникают при высокой/завышенной требовательности к ребёнку, из-за желания взрослых реализовать в нём всё то, что самим достичь не удалось. Для ребёнка часто меняется среда: образовательная школа, учреждения дополнительного образования, новые люди. Некоторыми детьми это переносится тяжело.
КАК ПОМОЧЬ?
Устойчивые навязчивые действия, практически не поддаются волевому контролю. Требовать от ребёнка «перестать это делать» бесполезно. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, куда-то вместе сходить, сменить обстановку, чтобы снять напряжение. Очень важно свести к минимуму возникновение негативных ситуаций и обеспечить для ребенка нормальные и комфортные условия для жизни.
Если вы заметили у вашего ребенка симптомы невроза навязчивых движений, обратитесь за первичной консультацией к неврологу, медицинскому психологу или врачу-психотерапевту.
Не относитесь к симптомам невроза как к плохому поведению: не наказывайте и не критикуйте ребенка за них.
Если невроз проявляется в присутствии других людей, не оправдывайтесь перед ними, не отягощайте состояние ребенка чувством стыда и вины, не провоцируйте у него мысли о своей неполноценности.
Реагируйте на навязчивые движения спокойно, но старайтесь переключить внимание ребенка на какие-то другие действия: например, предложите ему сделать какую-то поделку или попросите принести вам что-нибудь.
Проводите как можно больше времени с ребенком на свежем воздухе, поощряйте общение со сверстниками и подвижные игры.
Помним о значении семейного микроклимата.