В помощь педагогам

Шестой год: рука готовится к школе!

     Одна из самых важных предпосылок успешного обучения - достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 5-6 лет это умение сформировано недостаточно.

     Если рука ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, необходимо использовать оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.

     Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

     пальчиковая гимнастика;

     игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;

     занятия с пластилином;

     занятия с конструкторами: закручивание гаек, шурупов;

     игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;

     вырезывание ножницами;

     рисование различными инструментами и материалами: ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.;

     работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, аппликация;

     графические упражнения: штриховка-обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов;

      раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;

     узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка, обведение по контуру, дорисовывание.

     Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее — от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Пальчиковая игра – это инсценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п.

     Время проведения упражнений пальчиковой гимнастики – 3-7 минут.

   Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать мелкие предметы, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких деталей: семян, пуговиц, веточек и т.д.

     Вырезывание ножницами – один из необходимых навыков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножницами. Взрослые боятся вкладывать этот инструмент в руку малыша, считая его опасным, стараясь избегать лишних, на их взгляд, хлопот и тревог. Конечно, на первых порах, пока ребенок только начинает работать ножницами, взрослому придется быть рядом: приучать пальчики малыша правильно держать инструмент, объяснять правила безопасного пользования ними. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать вместе с ребенком, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, то есть учиться планировать предстоящее действие. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

     Рисование, раскрашивание – самые распространенные, известные всем детям и взрослым занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

     Выполняя работу по раскрашиванию (в отличие от работы, связанной с написанием букв), ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. С ними надо познакомить ребенка как можно раньше и постоянно следить за их соблюдением, доводя их выполнение до автоматизма. К ним относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку. На это родителям надо обращать внимание сразу, как только ребенок начинает свои первые шаги в рисовании, не ждать, когда он «повзрослеет и сам поймет», ведь переучить всегда труднее, чем научить (а иногда и невозможно). Не стоит ограничиваться каким-то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.

     В работе с ребенком очень важно использовать подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев; обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их: штриховать только в заданном направлении; не выходить за контуры фигуры; соблюдать параллельность линий.

     Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребенка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен – этого делать не стоит. Можно работать с ребенком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребенок рисует фигуры – кружочки, квадраты и т.д., стараясь не выходить за строку), упражнения на выработку наклона (особенно в тетрадях с дополнительной разлиновкой). Можно учить ребенка писать основные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, наклонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинные наклонные с петлей, полуовал и овал. Все это является важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.

свернуть

Развитие речи детей при помощи метода визуализации

     Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации. Что же такое визуализация? Это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.

     Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т. д.

     С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг и др.

        Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний.

     Основная цель инфографики – объяснение сложной информации простыми образами и символами, а также передача данных в кратком и необычном виде.

      Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведению путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. В учреждении дошкольного образования педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.

      Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов, выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы). ИКТ в создании инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным.

      Сторителлинг – педагогическая техника, построенная на использовании импровизированных историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу).

    Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории, придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.

     Однако не все рассказы – сторителлинг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться, пересекаться с жизненным опытом и дополняться качественными визуальными компонентами: презентации, видео, инфографика, скрайбинг.

        Техника сторителлинга в учреждении дошкольного образования.

     Для дошкольников подойдут следующие средства сторителлинга: кубики историй с простым сюжетом, конверт-доска, карты Проппа, рассказы по картинкам, схемы.

     Суть игры «Кубики историй» в том, что вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

      Конверт-доска – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

     Карты Проппа (сочинение сказок по картам) используются при обучении пересказу и составлению творческих рассказов. Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций – тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок и рассказов.

     Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

     Цель: донести информацию, сделать ее привлекательной для дошкольников, помочь лучше ее запомнить и усвоить.

     Скрайбинг в учреждении дошкольного образования: рисованный, аппликационный, магнитный, онлайн-скрайбинг и видеоскрайбинг.

     Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

     Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

    Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

      При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

     Современному педагогу необходимо уметь проектировать учебные занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность дошкольников, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению.

свернуть

Использование метода кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

    Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, активизировать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Работы таких ученых, как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Сиротюк Алла Леонидовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета разработала коррекционно-развивающие программы с использованием метода кинезиологии для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     В своей работе учителя-дефектологи учреждения дошкольного образования используют различные виды кинезиологических упражнений, включая их в структуру коррекционных занятий. Эти упражнения разделены на восемь блоков: телесные перекрестные упражнения, растяжки, дыхательные, артикуляционные, глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика с включением кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия, самомассаж, релаксационные упражнения.

     Телесные кинезиологические упражнения способствуют снятию у воспитанников непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов. Упражнения «Мельница», «Крюки», «Перекрестное марширование», «Велосипед» и другие направлены на повышение активности детей, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации.

      Растяжки используются для нормализации гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость) мышц опорно-двигательного аппарата. Оптимизация тонуса – одна из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности детей, негативно сказывается на общем ходе их развития. Упражнения «Помпа», «Сорви яблоки», «Снеговик» и другие позволяют детям почувствовать их собственный мышечный тонус, научиться регулировать дыхание, способствуют улучшению вербальных навыков.

     Дыхательные упражнения способствуют улучшению ритмики организма, повышению энергетического обеспечения деятельности мозга, развитию у детей самоконтроля и произвольности. У детей с тяжелыми нарушениями речи преобладает поверхностный, верхнереберный тип дыхания. Ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Задача дефектолога – научить дошкольников правильному диафрагмальному дыханию. Этому способствуют такие упражнения, как «Дышим животиком», «Глубокий вдох», «Ветер» и многие другие.

     Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка», «Рисуем фигуры», «Глазки» и другие позволяют расширить у воспитанников поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка направлены на развитие межполушарного взаимодействия и повышение энергетизации детского организма.

     Кинезиологические пальчиковые перекрестные упражнения стимулируют речевые зоны головного мозга, оказывают благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, что в дальнейшем облегчает освоение навыка письма. В результате систематического использования пальчиковых упражнений пальцы и кисти рук дошкольников приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. Воспитанники учатся запоминать определенные положения рук, последовательность движений под стихотворное сопровождение. («Колечки», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь» и др.), что способствует развитию памяти и речи детей.

     Самомассаж оказывает общеукрепляющее, тонизирующее воздействие на мышечную и нервную систему (упражнения «Поиграем с ручками», «Дружба», «Ежик» и др.). При систематическом проведении самомассажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

     Релаксационные упражнения («Ковер-самолет», «Воздушные шарики», «Пляж» и др.) способствуют расслаблению, снятию напряжения. Они проводятся, как в начале занятия с целью активизации внимания дошкольников, так и в конце с целью расслабления, самонаблюдения, гармонизации психоэмоционального состояния.

     Артикуляционные упражнения, сопряженные с ритмическими движениями пальцев рук, индуктивно приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Артикуляционные упражнения, сопровождаемые движениями рук, также усиливают воздействие на двигательный центр и снимают напряжение с органов артикуляции. Такие упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

свернуть

Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста

     Сегодня учреждениям дошкольного образования предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

     Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

     Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения» предполагает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в образовательной области "Развитие речи и культура речевого общения".

       В процессе работы с детьми дошкольного возраста при выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

      Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:

Суджок-терапия, самомассаж

Пальчиковая гимнастика

Технология наглядного моделирования

ИКТ-технологии

Мнемотехника

Технология ТРИЗ.

        Рассмотрим каждую технологию

1. Суджок-терапия, самомассаж и пальчиковая гимнастика.

Одной из нетрадиционных технологий речевого развития является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). В основе Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина силы и безопасности данной терапии. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно воздействовать и стимулировать речевые зоны коры головного мозга и развивать речевую сферу ребенка.

В работе с детьми приемы Су-Джок терапии активно используются для развития мелкой моторики пальцев рук, которая непосредственно влияет на речевые центры головного мозга, а также с целью общего укрепления организма.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность развития речевой активности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует речевому развитию у детей.

        Приемы Су-Джок терапии.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Покатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.

2. Технология наглядного моделирования.

Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений-символов, знаков. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.

3. ИКТ-технологии.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Применение ИКТ в образовательном процессе по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

4. Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанны они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

5. ТРИЗ – это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.

В работе с детьми, по данной технологии следует придерживаться следующего:

Выслушивать каждого желающего.

Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».

Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

Поэтажное конструирование – составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные инновационные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

Одним из важных условий речевого развития у детей дошкольного возраста является креативный выбор педагогом инновационных технологий и правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, активное взаимодействие с педагогами учреждения дошкольного образования и родителями воспитанников, следуя принципу системности и доступности.

свернуть

Понятие сюжетно-ролевой игры: структурные компоненты игры, этапы создания игры

     Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

        Сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». В такой ситуации воспитатель должен заменить детям недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, играющих родителей, должен помочь овладеть игровыми умениями, втягивая их в игру.

        Выбор и создание новых игр – дело тонкое и сложное, требующее вдумчивого подхода. Это по силам доброжелательному и творческому педагогу:

понимающему специфику сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе, выделяющему ей должное время, место и игровой материал;

способному расширить тематику и обогатить содержание игр;

способному уловить устремления детей;

играющему вместе с ними, помогающему усвоить новый, более сложный способ построения игры.

          В структуре игры как деятельности выделяют следующие компоненты:

Тема

Сюжет. Источниками выступают: бытовая деятельность, профессиональная деятельность взрослых, телепередачи, художественные произведения, рассказы взрослых, личный опыт. Разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний и интересов воспитанников, эмоциональной привлекательности для них той или иной сферы действительности, позиции взрослого.

Содержание. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание.

Воображаемая или мнимая ситуация: «предметы-заместители; словесное замещение; принятие на себя роли взрослого и выполнение её в созданном игровом пространстве.

Роль и игровые действия. Игровые действия носят условный характер, поскольку действительность в сюжетно-ролевой игре представлена «не взаправду», а «понарошку». У старших воспитанников в игре может быть до 7-10 ролей, 2-3 из них – любимые. Для них важна не столько логика, последовательность игровых действий, сколько смысл социальных отношений.

Игровые правила - составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним – показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности, высокий уровень её развития, “школа произвольного поведения».

Игровое употребление предметов. Оно может быть реализовано как в форме изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Предметная игровая среда формируется согласно Перечня министерства образования Республики Беларусь. При её создании важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественных произведений. Поэтому должна быть гибкой, видоизменяющейся, в неё постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей, темы недели. Например, на этой неделе тема, связанная со здоровым образом жизни, поэтому на передний план выдвигается атрибутика, связанная с игрой «Медицинский центр» (работа врачей разных специальностей), все игрушки и атрибуты вынимаются из коробок и размещаются в игровых зонах.

Цели и задачи игровой деятельности можно найти в учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Ребёнок и общество».

         Этапы создания игры:

1-й этап – планомерное обогащение опыта детей представлениями о деятельности взрослых, профессиях и т.д. (подготовительный этап).

2-й этап - создание «сюжетной линии» игры, соответствующей предметной среды, совместная игровая деятельность воспитателя и детей в микрогруппах.

3-й этап – создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

свернуть

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

           Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

      Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь!".

      Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

       Воспитатель 21 века – это:

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

        Рекомендации педагогам по самообразованию:

Самообразование – осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования.

        Основные направления самообразования:

ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;

изучение научно-методической литературы;

изучение актуальных достижений педагогической науки;

ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;

ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

       Темы по самообразованию:

Тему по самообразованию может предложить заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.

        Выбирать тему самообразования можно:

каждый учебный год новая тема,

обширная тема на несколько лет.

Тема по самообразованию должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования. Целесообразно выбирать тематику с учётом педагогического опыта, стажа.

        Молодые специалисты:

индивидуальный подход в образовательном процессе,

планирование образовательного процесса,

организация работы с семьями воспитанников.

        Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

современные методики и технологии в дошкольном образовании,

современные формы работы с семьями воспитанников.

        Для опытных мастеров:

практика наставничества и помощи молодым специалистам,

исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

        Советы педагогам, занимающимся самообразованием.

Изучая вопрос, исследуйте несколько источников. Такой метод научит вырабатывать своё мнение.

Учитесь работать с каталогами. Это сохранит вам время!

Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать. Это пригодится вам для участия в педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.

Будьте открыты к инновациям в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.

Делитесь опытом с коллегами!

        Формы представления результатов самообразования:

доклад на педагогическом совете;

консультация;

выступление на семинаре, семинаре-практикуме;

проведение открытого занятия;

творческий отчёт;

проведение развлечений, досугов;

наглядно-иллюстративный материал;

консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию — целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.

        Методическая работа по организации самообразования воспитателей в учреждении может включать:

самодиагностику;

выбор темы, целей и задач самообразования;

определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;

самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного;

определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.

Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.

Самообразование невозможно без умения чётко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать своё внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

        Этапы и содержание деятельности по самообразованию.

На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители учреждения дошкольного образования помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

Второй этап — теоретическое изучение проблемы. Тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и др.

Результаты самообразования могут быть представлены в форме: консультаций для сотрудников учреждения дошкольного образования; выступлений на заседании педагогического совета; открытых занятий и других мероприятий; картотеки по проблематике изучаемого вопроса; игр и пособий; рекомендаций по проведению образовательной работы; выставок работ детей или педагога; оформленного передового педагогического опыта.

Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.

свернуть

Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

     Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

     При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • краткость плана, его компактность, гибкость;
  • детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагогического работника;
  • целенаправленность и конкретность образовательных задач;
  • согласованность плана с деятельностью учреждения;
  • сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
  • преемственность, систематичность и последовательность;
  • оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
  • реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
  • единство целевой установки и условий реализации;
  • знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.

     В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

  • специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие);
  • нерегламентированная деятельность воспитанников.

 

Специально-организованная деятельность планируется по следующим образовательным областям:

  • «Физическая культура»;
  • «Ребенок и общество»;
  • «Элементарные математические представления»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Развитие речи и культура речевого общения»;
  • «Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін»первой младшей (от 2 до 3 лет), реализуется в нерегламентированной деятельности;
  • «Подготовка к обучению грамоте» (реализуется в группе старшего дошкольного возраста);
  • «Изобразительное искусство»;
  • «Музыкальное искусство»;
  • «Художественная литература» (в первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском языках.).

     При планировании специально организованной деятельности определяются ее тема и цель в течение недели. Но образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» не обязательно привязывать к тематике недели.

 

В содержание планирования включаются:

  • образовательная область и вид занятия;
  • тема занятия;
  • программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • источники планирования.
  • методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например, беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

Нерегламентированная деятельность включает в себя следующие виды детской деятельности:

  • общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации);
  • игра (сюжетно-отобразительные игры для первой младшей группы, сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);
  • познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста) (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр мультфильмов, видеофильмов познавательного характера);
  • художественная (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка, рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации);
  • трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание).

     Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнедеятельность детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

 

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста включает следующие структурные компоненты:

1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

2. Научно методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).

3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)). Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования.

4. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).

5. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

6. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках, активный отдых):

Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики.

Физкультурный досуг (1-2 раза в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах), физкультурный праздник (4 раза в год в средних и старших группах), день здоровья (4 раза в год в средних и старших группах).

Самостоятельная двигательная активность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).

7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования.

8. Нерегламентированная деятельность воспитанников.

 

Этапы планирования специально организованной деятельности:

  • Разработка системы занятий по теме или разделу.
  • Определение темы и ведущих понятий занятия.
  • Определение триединой дидактической цели занятия, задач на основе учебной программы дошкольного образования, уровня развития детей.
  • Подбор литературы по теме.
  • Подбор игр и упражнений, для реализации поставленных задач.
  • Выбор формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение своего свободного места и всех возможных перемещений в процессе занятия.
  • Конкретизация дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.
  • Продумывание форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования или последовательности.
  • Проектирование начала занятия, его хода и окончания.
  • Формулирование заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
  • Предусматривание логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной длительности.
  • Продумывание разнообразных методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
  • Предусматривание индивидуального подхода к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), физкультминуток и др.
  • Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.
  • Подготовка конспекта занятия.
свернуть

Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"

     На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

     Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

     Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

     Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

     Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и учреждении дошкольного образования, в школе, в трудовом коллективе.

     Формирование любви к малой Родине – один из аспектов патриотического воспитания.

     Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то, чем славится родной город, край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами учреждений дошкольного образования ставится ряд задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

     Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

     Малая Родина – это уголок страны, ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить (дом, улица, город...). Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром и взрослыми.

     Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

     Надо показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

     У детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать представления  о своей  малой Родине - городе, поселке, деревне, о народных и государственных праздниках.

     Воспитанники 4-5 лет должны знать о том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском  языках, о столице Беларуси – Минске, ее достопримечательностях. Педагоги  расширяют представления детей  о своём городе, посёлке, улице; национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.   

     Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, школа и т.д., рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это город и край в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Детям старшего дошкольного возраста необходимо объяснять, что у каждого человека есть родной дом, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. В 5-6 лет у детей формируют представления о трудностях, которые возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, знакомят с символами белорусского государства.

     Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

     Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

     Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой.

     Примерное содержание материалов:

     Альбомы: «Моя семья», «Моя Беларусь», «Города родного края», открытки, буклеты о родном городе, крае.

     Символика города, края, географические карты Беларуси.

     Художественная литература: стихи и рассказы о Беларуси, родном городе, крае, книги.

     Тематические папки: «Мой любимый город», «Щедрый и гостеприимный край», «Памятники», «Улицы города», «Знаменитые люди».

     Коллекция «Полезные ископаемые нашего края».

     Видео и аудиодиски, презентации, и.т.д.

     Материалы необходимо постоянно пополнять новыми экспонатами.

     Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность. Она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком, позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

     Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

     Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

     При совместной работе с родителями можно использовать такие формы работы, как:

- анкетирование родителей;

- поддержание групповых традиций

- индивидуальные консультации, беседы;

- круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;

- фотовыставки: «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Город в моей душе», «Мой любимый домашний питомец», «Праздники и развлечения в детском саду»;

- совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);

- совместное создание взросло-детских проектов, мини - музеев;

- оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании);

- оформление информационных стендов;

- «Встреча с интересными людьми».

     Интересным может быть «мини – исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а исследование улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей и т.п.

     Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствует развитию личности в духе патриотизма.

     Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

свернуть

Консультация «Особенности организации образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания»

     Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в учреждении образования.

     Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:

-. с интеллектуальной недостаточностью

- с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушениями зрения;

- с нарушением слуха;

- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- с аутистическими нарушениями.

     Интегрированное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования организуется в следующих формах;

- специальная группа;

- группа интегрированного обучения и воспитания

     Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения дошкольного образования. С другой стороны, учреждение дошкольного образования готовится к работе с детьми с особенностями психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

     Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

     Главными задачами являются:

развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;  

развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

     Осуществление образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания, деятельность каждого специалиста имеет свою специфику. 

     Учитель – дефектолог. Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.

     Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания. Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

     Помощник воспитателя. Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в учреждении дошкольного образования, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

     Педагог-психолог. Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе учреждения дошкольного образования, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

     Музыкальный руководитель. Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

     Руководитель физического воспитания. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультации.

     В группе интегрированного обучения и воспитания с воспитанниками с особенностями психофизического развития организуются занятия по образовательным областям (в соответствии с учебным планом их проводит воспитатель и учитель-дефектолог) и коррекционные занятия, которые проводит учитель-дефектолог. С воспитанниками, обучающимися по программе специального дошкольного учреждения для детей с тяжёлыми  нарушениями речи и с воспитанниками, обучающимися по программе специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудности в обучении), занятия по образовательным областям «Развитие речи», "Элементарные математические представления" и «Подготовка к обучению грамоте» (для воспитанников 5-6 лет) проводит учитель-дефектолог.

     На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) выделяется 2,5 астрономических часа в неделю. Данное количество часов проводит учитель-дефектолог.

свернуть

Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

     Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача взрослых - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом... Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

    Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с помощью взрослого открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью взрослых всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

     Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад.    Внимание   ребенка   постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

     Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного города. 

     Какой объем сведений о родном городе способен усвоить дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

     С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

-    у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;

-    старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;

-    знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;

     Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.

     При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

   В.А.Сухомлинский  говорил:   "Красота родного  края   ...-  это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".

     Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Напомнить мальчикам, что они, как и все мужчины, должны снимать головной убор возле памятника. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

     Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.

     Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

    Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

     И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера взрослых в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

свернуть

Консультация «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

     Большая роль в процессе патриотического воспитания обучающихся  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

     Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к белорусским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Образовательную деятельность с воспитанниками необходимо проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

     Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.). Обязательно нужно связывать образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

     В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • проектные,
  • ИКТ.

     Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используются при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

     Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировки с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
  • наблюдение за отношениями взрослых в учреждении;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагается назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

     В средней группе необходимо вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

     В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • знакомство с символикой Республики Беларусь;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

     В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

  • игра-путешествие по городу, где вместе с детьми создается карта города, отражающая достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
  • стимулирование к собиранию коллекций и посещение мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

     Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом белорусского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования  устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить учреждение дошкольного образования: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.

     В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:

  • КВН;
  • «Круглый стол»;
  • семинары – практикумы;
  • посиделки;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • походы;
  • игровые программы;
  • родительские собрания.

     В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

     Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.

свернуть